Паломничество

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА 27.07.2023 (часть 1)

Вышенская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы была основана в XVI-XVII веках, в 25 километрах от города Шацка при впадении в реку Цну реки Выши. Первое известное письменное свидетельство о Вышенском монастыре относится к 1625 году. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Каменный летний храм того же посвящения был освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона, и чтимый образ поместили туда. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.

В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году.

В 1874-1890 годах был сооружен собор в честь Рождества Христова.

В 1866 году в обитель удалился святитель Феофан (Говоров), ставший тут затворником. Он провел в обители оставшиеся годы своей земной жизни, ежедневно совершая Божественную литургию в специально устроенной келейной церкви в честь Богоявления и неустанно пребывая в духовно-литературных трудах. Благодаря его подвижнической деятельности, ко времени его кончины в 1894 году, Вышенская обитель приобрела известность на всю Россию.

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду. Досуг он коротал за столярным или токарным станками, изготавливая деревянные поделки. В погожие дни гулял на свежем воздухе. Природа восхищала священнослужителя. В ней он видел венец творения. В распоряжении отца Феофана был телескоп, в который богослов наблюдал за небесными светилами. Феофан Затворник также писал иконы, занимался музыкой и самостоятельно шил для себя одежду.

Образ святого Николая Чудотворца в музее монастыря, написанный святителем Феофаном

Лестница и перила в келью сделаны собственноручно св. Феофаном.

На территории Вышенского Свято - Успенского монастыря есть музей, устроенный в келье св. Феофана. Где собраны немногочисленные предметы быта затворника, его личные вещи. Сохранились рукописные листы и немного книг из личной библиотеки. А также представлены все напечатанные труды Феофана Затворника. Одна из трудников монастыря провела нам экскурсию по музею и обители. На сегодняшней день в монастыре 9 монахинь и 3 трудника.

 

 

В музее бережно хранятся: частичка гроба, одежды и листочки Евангелия, Феофана Затворника.

В Казанском Храме находятся мощи Святителя Феофана Затворника.

Святые мощи Феофана Затворника были тайно обретены на территории Шацкой психбольницы, расположенной в зданиях разоренной безбожниками Вышенской пустыни в 1973 году. Сразу же после обретения мощи были перевезены в Троице-Сергиеву Лавру, где находились в подклете Успенского собора до 1988 года. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник Вышенский, был канонизирован и прославлен в лике святителей, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения. Дни памяти — 23 января и 29 июня по новому стилю. После канонизации его святые мощи были перенесены в храм в честь преподобного Сергия Радонежского, расположенном в нескольких километрах от Вышенского монастыря. 29 июня 2002 года состоялось перенесение честных мощей святителя Феофана из храма преподобного Сергия Радонежского деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь, который был возрожден в 1993 году (перенесение мощей возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). А 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор — главный храм Вышенского монастыря.

Большая часть богословских произведений и писем святителя написана во время его затвора. В таких крупных произведениях, как «Путь ко спасению», «Порядок богоугодной жизни», «Письма о духовной жизни», «Мысли на каждый день», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» , «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев», «Начертание христианского нравоучения», а также во множестве небольших по объему творений епископ Феофан осветил главные этапы духовного развития христианина. Основная мысль его нравоучения — идея богообщения, составляющая сущность христианской жизни. Творения его не только побуждают христианина к покаянию, исправлению и благодатному обновлению во Христе, но и показывают ему путь живого общения с Богом. Святитель Феофан внес значительный вклад в русскую и мировую библеистику. Весьма интересны его работы, посвященные переводу Священного Писания на русский язык. Также он написал подробные толкования на все Послания святого апостола Павла. Особое место среди творений святителя Феофана занимают его толкования на псалмы 33, на шестопсалмие, на 118 псалом, на 1, 2, 51 псалмы.

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана составляют его письма. Они являются нравственным руководством, отрадой и утешением для многих душ в тяжелые, скорбные минуты. Содержание писем крайне разнообразно, но основной тон их — нравоучительный. Они, как и книги, содержат ответы на великий вопрос — на вопрос о пути ко спасению.

Венцом богословского творчества и жизненного пути святителя стал перевод на русский язык «Добротолюбия», сборника творений учителей древнего христианского аскетизма. «Добротолюбие» представляет собой широкое, всестороннее изображение разных сторон духовной жизни человека, стремящегося к подвижничеству и богообщению, изложение практических методов духовной борьбы и молитвенного делания. Святитель Феофан не просто перевел этот труд с греческого языка, но переложил его для монашествующих и мирян XIX века, так чтобы все члены Русской Церкви могли, по совету с духовником, использовать его в своей духовной жизни. Пять томов русского «Добротолюбия» в переводе святителя Феофана вышли из печати в 1877–90 гг.

Всю дорогу в обитель в нашем автобусе звучала аудиокнига Феофана Затворника " Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться".

Как писал преподобный Варсонофий Оптинский:

Незримый никому, в безмолвии глубоком, Наедине с собой и с Богом проводил Он время, но миру христианскому светил Учением святым и разумом высоким. Ему был раем сумрачный затвор!

Цитаты из трудов Феофана Затворника

«Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе».

«С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать. Сто раз прочитай, а там всё равно всё будет недочитанное».

Посещение святой обители закончилось на святом источнике.

"Спасение – не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде можно погибнут"

" Больше всего помогайте нуждающимся. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осушивши сей слезы. Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протянутую руку Самого Господа, вас обратившего."