История Введенского храма

Вводится Девица в храм по ступеням,
Сверстницы-девушки идут за ней.
Зыблется свет от лампадных огней.
Вводится Девица в храм по ступеням…
                                    — Михаил Кузмин

   Современному человеку трудно понять, почему вот уже более двух тысячелетий Православная Церковь каждый год напоминает нам о том, как трехлетняя Дева Мария вошла в храм? Какое отношение это событие имеет к судьбам всего человечества? Как Её могли впустить в храм, если по закону кроме священников в него никто не имел права входить? Загадочно само название праздника: «Введение». По преданию Она Сама поднялась по ступенькам и вошла. А ввел Ее Сам Господь Бог для того, чтобы пребывание в храме очистило Деву от всякой нечистоты мира, приготовило к тому, чтобы Она могла стать Вместилищем Невместимого Бога…

   В память об этом событии на нашей егорьевской земле жителями села Рыжево в 1866 году началось строительство деревянной церкви…

Храм с необычной судьбой

   В 1874 году храм был освящен, к нему пристроена колокольня, отведена земля под пахоту, луга и устройство кладбища, начала работать церковно-приходская школа… Но зимой 1926 года на долю села Рыжево выпало тяжкое испытание: вследствие внезапно вспыхнувшего пожара любимый храм сгорел вместе с колокольней и со всей церковной утварью. Прихожане стали думать, как восстановить церковь на прежнем месте. И чудесным образом такая возможность была найдена! Дальнейшая история храма поистине уникальна! Хотя бы потому, что в конце 20-х годов ХХ века на месте сгоревшего появится храм 1872 года рождения! Отсюда следует, что сгоревший и вновь появившийся храм – ровесники по времени возникновения. Как это может быть?

До переноса Храма в село Рыжево

   В 1872 году в Москве происходит важное событие, имеющее всероссийское значение, - первая политехническая выставка, темой которой стало прикладное естествознание. Здесь демонстрировались новейшие технические достижения: машины, аппараты, инструменты и т.д. Были учтены и интересы простых людей: представлены усадебный дом, сельская больница, школа, а также деревянная сельская церковь в натуральную величину.

1872 год. Модель церкви в Политехническом музеи  в Москве.
1872 год. Модель церкви в Политехническом музеи  в Москве.

   В лучших традициях русского деревянного зодчества и как яркий образец национального стиля изящная и благообразная церковь должна была быть построена просто, с использованием доступных материалов и средств. Цель – показать, как можно это сделать без архитектора, а лишь с хорошим подрядчиком. Представил данный проект старший архитектор дворцового ведомства Николай Александрович Шохин. Для того времени это была постройка нового типа: не из бревен, а из брусьев; храм легко разбирался и был удобен в перевозке. Н. А. Шохин удостоен Большой золотой медали выставки. Время и испытания подтвердили заслуженность награды как за архитектурные качества, так и за прочность конструкции. 

1872 год. Деревянная церковь – экспонат Политехнической выставки в Москве.
1872 год. Деревянная церковь – экспонат Политехнической выставки в Москве.

   После закрытия выставки в сентябре 1872 года храм был выкуплен купцами К. Голофтеевым и П. Рахманиным для своего имения Люблино и освящен в честь святых апостолов Петра и Павла, по именинам Рахманина.

Петропавловская церковь в усадьбе Голофтеевых «Люблино» Фото из журнала «Искры» 1902 год, № 38
Петропавловская церковь в усадьбе Голофтеевых «Люблино»
Фото из журнала «Искры» 1902 год, № 38

   После Революции в 1918 году церковь стала самостоятельной – местными жителями был создан постоянный приход Петропавловского храма, отделенный от Влахернского храма в Кузьминках. В это время в церкви служили священник Александр Иванович Ремов и диакон Владимир Доримедонтович Федоров. А.И.Ремов возглавил религиозную общину Петропавловского храма 21 февраля 1919 года.
   Летом 1923 года Люблинский горсовет решает передать храм под комсомольский клуб. Однако благодаря охране Музейного отдела этого не произошло: его опечатали…

   В апреле 1924 года для осмотра церкви в Люблино прибыли представители Мосгубмузея - архитектор Н.А.Всеволожский (ученик Н.Д. Виноградова) и художник М.А.Маркичев, которые сделали следующее заключение:

   Снаружи храм очень живописен и для характеристики творчества Ропета и его бесчисленных последователей очень показателен, являясь почти единственным образцом. Храм представляет в плане квадрат, перекрытый рубленым шатром. Снаружи на гранях шатра поставлены четыре кокошника с окнами внутрь храма. К основному квадрату храма примыкает удлиненный притвор, на крыше которого расположена небольшая звонница с главкой и четырьмя колоколами. С трех сторон храма - высокие крыльца. Внутри храма двухъярусный иконостас, хорошо скомпонованный в стиле храма с хорошо написанными современными храму иконами. Слева от иконостаса складно прилаженная винтовая деревянная лесенка ведет на уютные хоры. В общем, храм оставляет цельное впечатление, напоминая небольшие домовые церкви. Все в нем обдумано, связано и выдержано.
   Состояние храма плохое и требует немедленного применения к нему средств и сил. Все крыльца в плохом состоянии, точеные балясины вываливаются, ступени перекосились и обветшали. Со стен, обшитых в целях сохранения их от влаги или для утепления листовым железом, краска лупится и большие потемневшие ржавые пятна проступают со всех сторон. Раскраска чешуйчатой крыши и резных карнизов, сандриков и наличников также закудрявилась, осыпается и требует полного возобновления. Крыша проржавела и протекает во многих местах. Ни одного стекла не уцелело, кроме окон в кокошниках шатра. Внизу сейчас окна закрыты деревянными щитами, поставленными недавно прихожанами.

   Вплоть до 1927 года, здание храма подвергалось постепенному разрушению, интерьеры уничтожались, в алтарной части активисты устроили "уголок безбожника".

Храм после 1927 года

   В 1927 году Президиум Мосгубисполкома рассмотрел вопрос о передаче церкви в село Рыжево Егорьевского уезда Рязанской губернии для возведения на месте сгоревшей. Со стороны Президиума Моссовета препятствий не встретилось, лишь было выдвинуто требование сохранить прежние размеры и формы архитектуры. 18 августа 1927 года сотрудник Административного отдела МУИК'а Кочетков произвел передачу здания храма в поселке Люблино уполномоченным религиозной общины при селе Рыжево. Так в Московском уезде стало на один храм меньше, после вывоза Петропавловского храма в Рыжево на его месте устроили футбольное поле.

1927 год. Чертеж архитектора Н.Д.Виноградова "Разрез церкви" с.Рыжево Егорьевского уезда Московской губернии
1927 год. Чертеж архитектора Н.Д.Виноградова "Разрез церкви"
(с.Рыжево, Егорьевского уезда, Московской губернии)

   Церковь перевезли, собрали заново и, сохраняя посвящение сгоревшей церкви, переосвятили в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Отдельно от церкви была построена колокольня. Вокруг храма расположено старинное кладбище. Сохранились чертежи, выполненные в том же 1927 году, архитектором Н.Д. Виноградовым: генеральный план кладбища села Рыжево и разрез церкви села Рыжево. Так Богу было угодно сохранить этот храм, созданный ради Господа и для людей.

1927 год. Чертеж  архитектора Н.Д.Виноградова "Генеральный план кладбища" с.Рыжево Егорьевского уезда
 1927 год. Чертеж  архитектора Н.Д.Виноградова "Генеральный план кладбища"
(с.Рыжево, Егорьевского уезда, Московской губернии)

   Во времена становления СССР велась массовая пропаганда атеизма, были аресты и преследование духовенства, уничтожение или передача святынь в руки народа. Продолжалось эта анти-церковная компания до Великой Отечественной войны, в ходе которой политическое руководство СССР окончательно отказалось от планов скорейшего уничтожения религии и церкви и перешло к политике частичного возрождения религиозной жизни в стране.

   Маленькому храму повезло: он приютился на нашей родной егорьевской земле. С тех пор, несмотря на трудные для церкви времена, служба в этом необычном храме не прекращалась никогда.

   Но построенная прочно и надолго Введенская церковь очень нуждается в помощи специалистов-реставраторов. Немало утрат и огорчений принесли семь ограблений, случившихся в 1970-90-е годы. Самой большой потерей была безвозвратно утраченная редкая икона XVII века «Всех святых» московского письма.

Храм  сегодня

   Сегодня Введенская церковь является уникальным социально-культурным центром российского значения, привлекающим историков, архитекторов, искусствоведов... В журнале «Архитектура и строительство России» (№1/2008) вышла статья «Три жизни одного храма» кандидатов исторических наук Ю. В. Иванова, О. А. Мазницыной и Д. М. Вязова. Работы этих же авторов о Введенском храме публиковались и в московских журналах, и на сайте «Храмы России»… Но главное, конечно, не в этом. Тщанием восьмого настоятеля игумена Феофана (Кузнецова), назначенного в 1998 году, храм поддерживается в работоспособном состоянии: регулярно проводятся Богослужения, совершаются таинства… А значит, возрождается духовная жизнь и созидается новый этап истории храма.

   Сделаны первые шаги, нацеленные на дальнейшее развитие и создание в селе храмового комплекса, эскизовый проект которого уже выполнен.  В проекте и строительство небольшого детского дома… В связи с возникшим в стране финансовым кризисом реализация данных планов откладывается на неопределенное время. Но Бог видит благие и добрые устремления и помыслы, а значит, и материальное приложится…